Дети блокадного Ленинграда
15 августа 1941 г. бюро Омского обкома ВКП(б) приняло постановление «О приёме, устройстве и обслуживании эвакуированного населения», а 2 сентября – постановление «О детях, эвакуированных из Москвы и Ленинграда», которыми обязывало партийные, советские, комсомольские и хозяйственные органы принять меры для создания нормальных условий жизни и учёбы детей, подготовить в городах и сёлах помещения, оборудовав их спальными местами, столами, табуретами, предусмотреть столовые и кухни. Из средств областного бюджета было выделено 257 тысяч рублей с последующим восстановлением их за счёт Ленинградского городского Совета депутатов и трудящихся.
9 ноября 1941 года на станцию Ишим прибыл первый эшелон с эвакуированными из Ленинграда детьми. В течение ноября-декабря железнодорожные станции области приняли 16 эшелонов с детьми разных возрастов, эвакуированных из Ленинграда и других территорий Советского Союза. Эвакуация продолжалась и в 1942 году. Всего, по данным архивов, Тюменская область, которая до августа 1944 года входила в состав Омской области, приютила 24 детских дома и интерната, три из них располагались на территории Ембаевского муниципального образования: в селе Ембаево два и один в деревне Тураева.
По воспоминаниям старожилов села Ембаево, в холодные декабрьские дни 41-го все жители помогали вывозить детей с Тюменского железнодорожного вокзала. Укутывали их в тёплые шубы, большие шали, переобували в валенки. Никто не оставался равнодушным к трагической судьбе переживших блокаду малышей и подростков. Под детские учреждения выделены специальные помещения, в которых старались создать уют. Расположились интернаты в домах бывшего купца Муртазина Кабира и Юсупа Сагитова.
Интернатов было три: № 178 в Тураева, которым руководила Цили Борисовна Гринблат, воспитатели Вера Борисовна и Хася Борисовна Гринблат. Директора: Цили Борисовна Гринблат, с 1945 года – Павла Федоровна Палецких, 1910 года рождения.
Педагоги – воспитатели: В.В. Усова, Гелина, Е.Ф.Лукянова, Р.А. Струган, А.Ш. Инина, А.Д. Таштимиров, З.А. Бренец, В.В.Марисова, Н.В.Кокорева, Рива Нехемосова Хайкина, В.Г. Аухутдинова, Е.И.Шашунаева, Х.Б.Таубман, А.А. Княжева, С.Е.Калашникова, Т.И. Овчинникова, Ф.Г. Арбузова, Клавдия Яковлевна Баландина, Н.М. Боровская, Г.И. Бурундукова, Е.Я.Шварц. Вера Борисовна Гринблат, Хася Борисовна Гринблат.Пионервожатая жительница д. Тураева Юсупова Нурия Абдулбариевна. Количество воспитанников от 30-90 чел.
Интернаты № 179 и № 180 в Ембаево. Детский интернат № 179 . Директор Роза Вениаминовна Гесин. Воспитатели: София Матвеевна Коган, Ольга Леонидовна Соколовская, Мария Владимировна Ржанович, Зинаида Васильевна Алексеева, А.П.Судзиловская, Циля Моисеевна Сикирина, Б.В.Иовнович, Елена Алексеевна Розанова, Ц.С.Фишер, М.А.Глухогешина, З.В.Алексеева, Е.И.Жукова, М.Вейцель, В.Г.Гликман.
На 1 января 1944 года -110 воспитанников. (в другом источнике: В 179 интернате, было 126 детей в возрасте от 2 до 15 лет).
Детский интернат № 180. Директор-Елена Александровна Маркова, с 1944 г. Ольга Леонтьевна Соколовская, 1902 гр.
Воспитатели: Вера Павловна Неверова, Мария Никандрова Матвеева, Мария Ивановна Савельева, Марфа Васильевна Мельникова, М.М. Попова, Екатерина Игнатьевна Антонова, А.П. Галахова, Х.Б. Таубман, Галаскова, Гилевич, Ольга Николаевна Цанок. На 1 января 1945 года -75 воспитанников. Обслуживающий персонал принимался из числа жителей села.
Для этих детей была открыта русская неполная средняя школа в здании бывшей школы крестьянской молодёжи. Школа занимала два здания. Дети учились во вторую и третью смену, т.к. не хватало помещений. Первым директором русской неполной средней школы с 25 января 1942 года до сентября 1943 года была С.А.Лейко, позднее директором назначена Т.Я.Ройзенблат.
Согласно Постановлению бюро Тюменского райкома ВЛКСМ «О посадке овощей для эвакуированных детей-сирот» от 4 мая 1942 года в каждой школе должен был быть обработан и засеян овощами и картофелем земельный участок, урожай с которого передавался в продовольственный фонд снабжения эвакуированных детей. Долгая дорога домой
Главной заботой работников детского дома было вернуть детям детство и здоровье, помочь забыть о пережитом кошмаре. Ребята трудно «оттаивали», не сразу, но набирались здоровья. 1944 год укрепил веру в Победу. Освобождались родные места эвакуированных детей. 18 января было прорвано кольцо блокады Ленинграда. В уже налаженный ритм жизни ворвалось ожидание скорого возвращения домой. После Победы те, кто имел родственников, возвращались в родные места, сироты и полу сироты по-прежнему оставались в детских учреждениях.
8 июня 1945 года был издан приказ по Облоно о проведении реэвакуации: установлены сроки отправки детей, инвентарь и имущество распределены между оставшимися детдомами. Согласно этому документу детские дома Тюменского куста были реэвакуированы 23 июля 1945 года.
Для детей, родители которых погибли, были созданы детские дома на базе имеющихся интернатов. Подобрали штат, помещения, обмундирование, создали подсобные хозяйства.
21 июня 1945 года на базе ленинградских детей интернатов № 178,179,180 для ленинградских сирот создан детский дом № 178. Количество воспитанников - 90. Расположился он в колхозном здании на берегу озера.
В июле 1945 года в село Ембаево переведён Дом ребёнка (малютки) - заведующая Д.И.Ильина.
Последний выпуск ленинградских детей состоялся в 1956 году.





Источник: Нэля Асхатовна Файзуллина, главный хранитель Ембаевского сельского музея.
Исетский район
В годы войны Исетский район стал временным домом для многих эвакуированных граждан с прифронтовых территорий. Только в 1941 году прибыло 1389 человек. Для детей, в возрасте от 1-го года до 17 лет, было обустроено 7 детских домов, которые разместили в Исетском, Красново, Онуфриево, Турушево, Денисово, Кукушках, Верх-Бешкиле.
С первых же дней войны стало очевидным, что фашистская Германия стремится уничтожить советский народ, и понимание этого определяло политику нашего государства по спасению населения, и прежде всего детей. Правительству нашей страны и руководителям на местах срочно пришлось заниматься вопросами эвакуации населения из фронтовой полосы и прифронтовых районов вглубь страны. Омская область, в состав которой до августа 1944 года входила территория Тюменской области, не стала исключением. Из 37 детских домов и интернатов, эвакуированных из Ленинграда в 1941 году, 24 разместили в тюменских городах, селах и деревнях.Так, 9 ноября 1941 года на станцию Ишим прибыл первый эшелон с эвакуированными детьми из блокадного Ленинграда. Позднее еще 16 эшелонов эвакуированных детей доставили на станции Тюмень, Ялуторовская, Заводоуковская, Новозаимская, Омутинская, Голышмановская, Ишим, Маслянская. 410 детей в возрасте от одного года до 17 лет разместили в семи детских домах Исетского района.
Заведующая Исетским районным отделом образования (1941-1943 гг.) Шапиро Анна Григорьевна вспоминала про первых прибывших детей из блокадного Ленинграда: «…Прибыло около 300 человек, из них 100 ясельного возраста. До сих пор комок подступает к горлу, когда вспоминаю рассказ приехавших воспитателей о том, как матери в последнюю минуту кормили грудью своих малышей, как уже уходит эшелон, а мать никак не может оторвать от груди малыша, как уже на ходу поезда передает ребенка в руки отъезжающего воспитателя, как горько плакали дети, уезжая из родного города, от своих родителей…». В с.Красново разместили детей и сотрудников Ленинградской школы №175. В с.Онуфриево и с.Турушево (в настоящее время д.Турушево) жили дети из 170-й школы. В с.Денисово прибыли дети из пяти детсадов фабрики «Рот-Фронт». Был еще интернат в с.Исетское из Ленсовета. Ребята из этого интерната учились в 8-10 классах Исетской средней школы. Многие из них в ноябре 1943 года были призваны в армию. Из архивных документов и воспоминаний наших земляков, опубликованных в книге «Согретые Сибирью», изданной ОАО «Тюменский издательский дом» в 2012 году: «Судя по архивным документам, село Красново приняло 129 ребят и 41 взрослого. Из архивного же документа вот такая информация: всего комнат, занятых детьми, — 9, метраж общий – 207 кв.м. Железных кроватей – 36, топчанов – 73. Те сотрудники-родители, у которых есть дети, живут в избах селян… Руководитель Ольга Григорьевна Грибанова.
Организованы пионерская работа, детское самоуправление. Есть бытовая, хозяйственная, санитарная, культурно-массовая комиссии, редколлегия. Интернат выписывает газеты, устраиваются читки, действует библиотека, демонстрируются фильмы…». «…Зимой темнеет рано. Потому к деревне обоз подошел в сумерках. Мрак плавно опускался на утонувшие в сугробах улицы. Светились редкие огоньки в домах. Сани медленно ползли по снегу. Уставшие лошади двигались неторопливо. Сейчас, ребятки, отогреетесь. Вот и приехали! Закутанная в шали женщина подбежала к одним саням, к другим… Ребятня, завернутая в тулупы и одеяла, сидела тихо, утомила дорога. Лишь самые любопытные вертели головами, пытаясь разглядеть смутные очертания домов. Дорога была дальней. Где-то позади остался Ленинград. А здесь незнакомая и холодная Сибирь. Десятки километров до деревеньки Турушевой они слушали монотонное поскрипывание полозьев по снежной дороге. …Утром ленинградская ребятня высыпала на крыльцо. Интересно было горожанам знать, что такое деревня и что такое Сибирь. … а в школе все уже было готово к занятиям. Ведь к более чем сотне деревенских учеников добавилось еще 64 ленинградца».
В 1942 году в с. Верх-Бешкиль (в настоящее время с.Верхнебешкиль) открылся детский дом, куда были привезены дети из Ленинграда, Орловской и Курской областей. Детский дом занимал несколько домов. В одном была столовая, в другом изолятор для заболевших, отдельно жили мальчики и девочки. У малышей было отдельное помещение. Так как бани не было, мыли детей в бане местной жительницы. А летом на берегу реки Бешкилька построили для них баню. Помогали местные жители кто чем может: и словом, и делом. Колхоз помогал продуктами. 28 января 1942 года в Приисетье перевели детский дом «Путь к труду» с особым режимом из г.Омск. Руководил им Родион Андреевич Колыхан, поэтому и называли его Колыхановским. Разместили детский дом в п.Школьный на базе детского дома им. Горького. 01.02.1942 Исетский детский дом им. Горького был реорганизован в Исетский детский дом «Путь к труду» № 67 путём слияния двух детских домов: Исетского детского дома им. Горького и детского дома «Путь к труду». Почти всё в этом детском доме делали сами. Сеяли пшеницу, овёс, просо, лён, сажали овощи, производили свое масло, держали пчёл, коров, лошадей, овец и кур.В Денисово прибыли 79 детей из пяти детсадов фабрики «Рот фронт», у большинства годы рождения 1935–1937, но были и совсем маленькие: Витя Бойкин с 1940 года, Саша Ермолаев с 1941 года… Были ребятишки с одинаковыми фамилиями, наверное, из одной семьи: Берковские Петя и Марк, Гладских Зина и Лида, Форид Герц и Галина. Вместе с ними приехали 16 взрослых: воспитатели, нянечки.
Сначала размещение большого количества детей вызвало затруднения у местных властей, ведь в первый военный год население увеличилось почти наполовину. Не везде и не всегда получалось полностью и своевременно обеспечить всем необходимым. К середине 1943 года удалось обустроить детей, и их жизнь в детских учреждениях нормализовалась, питание стало лучше.
Из воспоминаний Сорокиной Александры Никифоровны из с. Денисово: «Помню, как привезли к нам ленинградцев. Я устроилась в детдом на работу, рубахи стирала. Хоть и тяжело нам приходилось, а жили дружно, сроду обид не бывало, не до них, однако, было. Ребятишки послушные, играли весело. Любили в лес бегать за грибами да ягодами. Свой огород был. Весной сорок пятого посадили картошку, а летом уехали в свой Ленинград, мы осенью копали, урожай собирали да их вспоминали, мол, как они там без нашей-то картошки».
В далеком 1942 году и деревня Кукушки приютила у себя детей из блокадного Ленинграда. Всей деревней одевали, обували ребят. Разместился детский дом в четырех домах. Столовая находилась в подвале школы. Директором был Гузь Захар Иванович. После войны он уехал домой на Украину. Расформировали детский дом в 1955 году.
Сказано о том, какие газеты да журналы выписываются, какие занятия с ребятами проводятся. – Я встретилась с Данилом Яковлевичем Диком, который в то время жил в соседней деревеньке Горбуновой. Он знал, что детдом разместился в школьном здании да в доме раскулаченной семьи. Ему было интересно познакомиться с эвакуированными ребятами, поговорить.
Анна Афанасьевна Коробейникова добавляла: «Я училась вместе с ленинградскими ребятами. Славные они были, не драчливые, не вредные. Их мы как своих привечали. В школе всегда вместе. Они об отцах рассказывали, мы им тоже. Помню трёх мальчишек – друзей неразлучных, с которыми мы, девчонки, всегда играли. Весёлыми выдумщиками были они. В детдоме мой деверь Иван Фёдорович на хозяйстве работал. Да многие денисовцы трудились здесь. В этот детский дом попадали ребята не только из блокадного Ленинграда, но и местные сироты».
В рассветовском музее хранится тетрадь, в которую свои воспоминания записывала Галина Филипповна Маркова – воспитанница денисовского детского дома. В ней написано, что «все жили дружно. Садили картошку, копали, пололи, всё делали сами. Ходили дежурить в столовую, мыли посуду, пол. Воспитатели были хорошие. Потом 1948 году, в Тюмень приехали набирать рабочих на ткацкую фабрику. Кому уже исполнилось 15 лет стали отправлять. Мы ходили в Исетск к врачам на проверку пешком. Весной послали всю нашу группу в Кукушки за хлебом, потому, что бык не мог идти по лужам. Мы шли в валенках, с утра ещё не таяло, а потом сильно развезло, и мы шли по лужам, валенки промокли. Мы выльем из них воду, идём и опять большая лужа. Так дошли до деревни Кукушки. Пришли в пекарню, нам дали по 1 или 2 булки, чтоб мы принесли к обеду, даже не накормили, и мы боялись съесть кусочек хлеба. Вернулись к вечеру. Прошли 18 км, устали сильно. Когда растает снег, просохнет, мы ходили с девчонками на пашню, собирали крахмальные картошки и ели, они казались очень вкусными. Была у нас воспитательница Мария Ивановна, очень добрая. У нас в группе было подполье, там спущен картофель. Воспитатель разрешит нам достать картошки, мы в печку набросаем, она испечётся, и мы едим вечером печёнки. Так-то всё равно весело было. Воспитатель нас уложит спать, пойдёт домой, нас всех поцелует. В огороде у нас были сделаны клумбы для цветов, и за каждой грядкой мы ухаживали. Из детского дома нас стали отправлять: мы шли до Богандинки пешком, нас сопровождал воспитатель. Она была денисовская, Евдокия Иосифовна, ещё молодая. Я шла босиком, да и девчонки тоже босиком шли. Потом, дорогой, мне в пятку воткнулась большая заноза. Меня воспитатель посадила на телегу, а в телегу был запряжён бык. Тогда все на быках ездили и работали».
В наш район привозили детей не только из блокадного Ленинграда, но и из других областей страны, подвергшихся оккупации. Из воспоминаний Анны Григорьевны Шапиро: «…Зима. Получаем сообщение, что в Исетский район везут 600 детей из освобожденных после оккупации Орла и Курска. Просят на вокзал прибыть с полным обмундированием, так как одежда, которая на ребятах, нужна следующей партии детей. Больше половины необходимых вещей выделили интернаты Ленинграда. Остальные вещи собрало население района. После объявления по радио о прибывших детях из райцентра и из всех сёл пошел поток вещей, и всех приехавших детей тепло одели». Из статьи «Дети Ленинграда в Приисетье» А.Л.Емельянова: «В своём решении от 18 февраля 1942 г. Исетский исполком райсовета писал: «Слушали об организации подсобных хозяйств при эвакуированных детских домах и интернатах». Решили:1) В целях создания условий лучшего обеспечения эвакуированных детских учреждений мясомолочными продуктами и овощами признать необходимым при каждом эвакуированном детском доме и интернате организовать молочно-свиноводческие фермы. 2) Обязать зав. райзот. Осенникова дать указания колхозам… продать молочных коров и поросят… в количестве: а) Денисовскому детскому дому - 4 коровы, 10 штук поросят». В протоколе заседания райсовета от 9 июля 1942 г. на повестке дня стояли вопросы об открытии пятых классов при денисовском и турушёвском интернатах. Было решено немедленно приступить к ремонту и закончить его к 1 августа, в Турушёвой и Денисово оборудовать бани. Таким образом руководство района заботилось о приехавших ленинградских детях. На этом же заседании было решено выделить плотников для ремонта, транспорт для вывозки материала, заготовить дрова, сделать мебель (столы, табуретки, топчаны), пошить бельё и платья (по две смены на воспитанника), отремонтировать детскую обувь.
Было предложено колхозам сверх плана продавать молоко интернатам по 30-40 литров, заготовить самим интернатам овощи. Вопросы по питанию поднимались на заседаниях Исетского райсовета. Заведующим необходимо было постоянно контролировать учебно-воспитательную и культурно-массовую работу, обеспечить всех детей учебниками и учебными пособиями.

После создания бытовых условий в детдомах стали уделять внимание патриотическому воспитанию: читали повести о героях Великой Отечественной войны, посылали посылки бойцам, участвовали в различных кружках, к каждому празднику готовили программу. Не обходили стороной и трудовое воспитание: ребята обязательно работали в колхозах и на приусадебных участках. Детским домам специально давали посевные площади для выращивания зерновых, бобовых, картофеля, овощей.
Реэвакуация ленинградских детей из интернатов и детдомов Тюменской области началась с июня 1945 года. К 1946 году, по данным архива, осталось в денисовском детском доме 70 детей, 10 сотрудников, четыре воспитателя.
Детей обеспечили продуктами питания на две недели, двойной нормой обмундирования, обувью. При встрече эшелона с плакатами, лозунгами, гирляндами в Тюмени были организованы митинги. Отъезжающим в Ленинград вручали подарки: конфеты, печенье, консервы, торты, настольные игры, цветы, книги. Для оставшихся детей, родители которых погибли, созданы детские дома на базе интернатов. Подобран штат, выделено обмундирование, созданы подсобные хозяйства. По архивным данным, на территории области осталось 7240 круглых сирот, полусирот – 1340, детей погибших воинов – 660 и 768, имеющих обоих родителей, впавших в нужду или находящихся в заключении. Эвакуированные ленинградцы вспоминают о Сибири в основном с благодарностью. Сохранения их жизни и здоровья удалось достичь благодаря общим усилиям сотрудников детдомов и воспитанников, помощи местного населения и председателей колхозов. Война потребовала от детей и взрослых сплочённости, терпения, взаимовыручки, невероятных трудовых усилий; научила довольствоваться малым.
Память о пребывании эвакуированных детей на территории нашего района по сей день жива. Мы гордимся тем, что их жизни были спасены, в том числе благодаря нашим землякам, которые, несмотря на все тяготы того времени, нашли в себе силы заботиться об этих детях. С тех пор прошло много лет. За могилами ленинградцев ухаживают жители деревеньки. Сначала это было заботой учительниц Клавдии Жуковой, Клеопатры Онуфриевой. Они знали Галю, Леню, Марию Федоровну. Теперь сохраняют память ребята-краеведы, волонтеры, ученики Мининской средней школы под руководством учителя истории Тамары Ивановой.

Источник: село Солобоево Исетского района, Наталья Викторовна Герасимова, учитель истории и руководитель школьного музея Солобоевской СОШ - филиала Исетской СОШ.
Голышмановский район
В годы войны Голышмановская земля не слышала свиста бомб, не видела пожарищ и «нового порядка» фашистов. Из района на фронт уходили воевать мужчины. Фронту из района поставляли продовольствие, валенки, лыжи, сани, медикаменты и многое другое. А в свои семьи голышмановцы брали детей-сирот из блокадного Ленинграда, давали кров беженцам.
Для пятисот тридцати детей блокадного Ленинграда голышмановская земля стала второй родиной. Детей приютили школы Голышмановского района. Осенью 1941 года учащихся двух школ и детей детских садов Октябрьского района города Ленинграда разместили в селах: Малышенка, Усть-Ламенка и село Голышманово. Дети жили и учились здесь до 1945 года. После окончания войны все дети возвратились в Ленинград.
В селе Голышманово были приняты 100 детей. Под интернат отдали здание семилетней школы. Учебные классы разместили в других помещениях. С детьми прибыли ленинградки- воспитатели Честная В.Н., Алексеева Е.О., Соловьева И.А., которые были с детьми постоянно, заменяя им родителей. Директором интерната стала З.А. Алексеева, сопровождавшая детей. Директором школы работал Маклашевич Лев Павлович, а затем Грамматчиков Михаил Ефимович, который пришел с фронта после ранения.
Школа в селе Голышманово в годы Великой отечественной войны, где жили дети из Ленинграда
В Малышенке для 250 детей из Ленинграда подготовили большое здание старой школы, а школу разместили в нескольких домах. С детьми также находились сопровождающие воспитатели: Никольская Е.М., Цревич Р.Ф., Орловская Т.Б., Немчинова Е.И., Невейкина М.Г., Васильева М.А. и сестры Трубач Е.В. и А.В. Директором работал Кривошеин Иван Федорович.

Школа в селе Малышенка Голышмановского района в годы ВОВ

Учителя и учащиеся Малышенской школы. Среди деревенских ребят мальчик Лёня из Ленинграда
Третьим селом, принявшим детей стала Усть-Ламенка. Здесь 100 детей разместили в двухэтажном доме кирпичного здания бывшего купца Осокина, который был переоборудован под интернат. Еще 100 детей были размещены в бывшем интернате учащихся и здании столовой МТС. Директором интерната стала Ивлева П.П., прибывшая из Ленинграда и работавшая в мирное время директором ленинградской школы № 225. Директором школы работала Федорова Елена Александровна.

Учителя Усть-Ламенской школы с детьми из Ленинграда (1941-1945 гг.)
Воспитанники интернатов очень тепло отзывались о своих воспитателях, наставниках и учителях.
Ребятам из Ленинграда приходилось непросто. Не хватало помещений, порой даже места за партой, одежды, еды. Но никто не роптал, все знали, что так надо. Слово «надо» было самым главным в то суровое время. Это понимали и взрослые и дети.
Дети из Ленинграда влились в классные коллективы сельских школ, подружились с местными школьниками. Среди приезжих детей много было ребят талантливых и эрудированных. Сельские школьники покорили новеньких знанием жизни и умением делать все своими руками.
Все вместе старались делать жизнь чуточку лучше. С желанием и любовью ремонтировали свои неказистые школьные помещения, выращивали на пришкольных участках овощи. Многие приезжие делали это впервые. Проводили мероприятия художественной самодеятельности: ставили пьесы и спектакли, читали стихи. Гордились и радовались тому, что была своя пианистка – воспитатель из Ленинграда – Соловьева Ирина Александровна.
Дети из Ленинграда всегда оставались особым объектом заботы. Местные отдавали приезжим детям свои тепло, ласку, внимание. Именно доброту как характерную черту сибиряков отмечают в своих письмах-воспоминаниях ленинградцы, часть которых по сей день хранится в школьных музеях.
Материал составлен на основе следующих информационных источников:
1. Бетехтина Н. Бремя войны. Из истории народного образования района [Текст]/ Н. Бетехтина// Ленинец. – 1992. - №39.- С.3.
2. Согретые Сибирью. – Тюмень: ОАО «Тюменский издательский дом», 2012. - С. 187-198.
2. Из материалов МАУ ДО «Голышмановский МЦ».
Источник - Наталья Николаевна Диль, педагог дополнительного образования МАУ ДО «Голышмановский молодёжный центр».